КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ О ПРОИЗВОДСТВЕ
И ОБРАЩЕНИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Н.Г.КУЛЬБИЦКАЯ, начальник юридического управления Минсельхозпрода
Т.М.КАРБАНОВИЧ, заместитель начальника главного управления растениеводства Минсельхозпрода
Материал опубликован на официальном сайте Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь http://www.mshp.gov.by
Дата доступа 26.11.2018
Закон Республики Беларусь “О производстве и обращении органической продукции” от 9 ноября 2018 г. N 144-3 опубликован на Национальном Интернет-портале Республики Беларусь 17.11.2018, 2/2582 (далее – Закон).
Закон направлен на:
– развитие производства органической продукции в Республике Беларусь и обеспечение ею населения;
– снижение негативного воздействия химически синтезированных средств на окружающую среду и здоровье людей;
– развитие малого и среднего предпринимательства;
– наращивание экспортного потенциала сельскохозяйственной продукции.
Целью Закона является развитие производства органической продукции в Республике Беларусь для обеспечения населения такой продукцией, реализации на экспорт, а также сохранения и рационального использования природных ресурсов в процессе производства и обращения органической продукции.
Основные положения проекта Закона
Даны определения основным терминам, используемым в настоящем Законе, таким как “органическая продукция”, “производство органической продукции”, “обращение органической продукции” и др.
Определено, что предметом правового регулирования Закона являются отношения, возникающие при производстве и обращении органической продукции, которые в настоящее время специальными актами законодательства не регулируются.
Определены субъекты и объекты отношений в области производства и обращения органической продукции. Предусмотрено, что юридические и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, вправе самостоятельно определять направление производства, т.е. производить органическую продукцию, продукцию, не являющуюся органической или вести параллельное производство.
Законом определены принципы производства органической продукции:
– добровольности при выборе направления производства продукции;
– содействия в формировании культуры здорового питания;
– использования земельных участков, водных объектов и (или) их частей с применением способов, методов и технологий, позволяющих производить органическую продукцию.
Законом определены государственные органы, осуществляющие государственное регулирование в области производства и обращения органической продукции и их полномочия.
Установлены требования к процессам производства и обращения органической продукции.
Справочно
Кроме того, определено, что иные требования к процессам производства органической продукции будут устанавливаться техническими нормативными правовыми актами, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Параллельное производство продукции осуществляется при условии недопущения контакта, смешивания органической продукции и продукции, не являющейся органической.
Вводится добровольная сертификация органической продукции и процессов ее производства на
соответствие:
– государственным стандартам Республики Беларусь, устанавливающим требования к органической продукции;
– техническим кодексам установившейся практики, устанавливающим требования к процессам производства.
Справочно
Работы по сертификации будут осуществлять органы по сертификации, аккредитованные на проведение работ в данной области.
Предусматривается создание реестра производителей органической продукции, содержащего сведения об имеющих соответствующий сертификат производителях, а также о наименовании продукции.
Порядок формирования и ведения этого реестра устанавливается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.
Определено, что производители, которым выданы сертификаты, вправе наносить знак “Органический продукт” на потребительскую и транспортную упаковку.
Финансирование производства и обращения органической продукции осуществляется за счет средств производителей органической продукции, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов в рамках выполнения государственных программ, в области производства и обращения органической продукции и других источников, не запрещенных законодательством.
Для общественных организаций (объединений), ассоциаций и союзов производителей органической продукции предусматривается право устанавливать дополнительные требования к уже имеющимся в государственных стандартах и технических кодексах установившейся практики, а также к использованию знака “Органический продукт”.
Определено, что нарушение законодательства в области производства и обращения органической продукции влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
Закон вступает в силу через год после его официального опубликования.
Принятие Закона Республики Беларусь “О производстве и обращении органической продукции” создаст предпосылки для дальнейшего развития рынка органической продукции, росту спроса потенциальных потребителей и предложений органической продукции, произведенной отечественными производителями.